Как определить, что ваш ребенок стал жертвой сексуального насилия.
Сексуальное насилие над детьми.
Любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. ЭТО: ласка, эротизированная забота, демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого, изнасилование или растление, орально-генитальный контакт, сексуальная эксплуатация.
ШАГ ПЕРВЫЙ, ФИКСИРУЕМ ПРИЗНАКИ
- Ребёнок в ранее не характерной для него мере становится замкнутым. Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать, и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе.
2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад. Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.
- Ребенок начинает писаться по ночам.
- Впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
- После того как вы отводите ребенка в детский сад, школу или кружок, он хватается за вас, не отпускает и начинает плакать, как только понимает, что вы собираетесь уходить.
- «Подозрительные игры». Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом, что девочка или мальчик не смогут объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
- Резкая перемена характера. Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка.
Некоторые дети скромны от природы, но каждый родитель в состоянии отличить типичное для своего чада проявление скромности и от приступа страха и паники.
- Нездоровая реакция на определенные локации и конкретных людей. Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
- Телесные повреждения. Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:
— боль, кровотечение или выделения, изменения цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
— боль при мочеиспускании и испражнении;
-синяки вокруг гениталий;
— синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.
- Нормы сексуального поведения для ребенка. Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:
- Использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;
- Проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
- Касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.
ШАГ ВТОРОЙ. ВАШ САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ.
- Безопасность. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие –сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответ на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
В течении разговора важно занять и сохранить позицию НЕОСУЖДДЕНИЯ и ПОДДЕРЖКИ. Исключены выражения сомнения, недоверия к описываемой ребенком ситуации и обесценивание или утрирование того, чем он с вами делится. По-человечески крайне трудно сдержать агрессию как реакцию на рассказ ребенка, однако это необходимо сделать, ведь ребенок может принять ее на свой счет.
- Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его сексуальная неприкосновенность. Как только вы убедитесь в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
Если ребенок отвечает «Да», завершайте разговор в той же манере. НЕ просите рассказать больше о конкретном случае. НЕ задавайте уточняющих вопросов. Заканчивайте разговор спокойным тоном, нейтрально. Ваша задача – НЕ навредить!
- Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем ему вопрос о причинах изменения в его поведении, которые и стали причиной происходящего разговора. К примеру, вы можете сказать, что заметили его страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел бы поговорить об этом».
4.Секрет. Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступником с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал никому не рассказывать, объясните ему, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности он.
- Поддержка. Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть лишь одна цель – вы хотите уберечь его или помочь в опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае если опасения не подтвердились, уверьте, что если его сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
В семьях, в которых установлены доверительные отношения между родителями и детьми, часто бывает так, что ребенок первым рассказывает свою историю. Его нельзя прерывать. Ребенка нужно обязательно предупредить о том, что дальше с ним будет разговаривать тетя или дядя (специалисты), которым он опишет снова все, как было, но вы всегда будите находиться рядом.
ШАГ ТРЕТИЙ. ПРЕВЕНЦИЯ, РЕАКЦИЯ И ЗАЩИТА.
- Покушение на сексуальную неприкосновенность ребенка принимает различные формы. Перечислим преступные действия:
— вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком, вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
— разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
— принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
— демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
— демонстрация ребенку порнографических изображений;
— фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
- Объясните ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные. С самого раненного возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек.
- Обращение в милицию или следственный комитет.
Если по всем указанным выше признакам и из слов ребенка следует, что он подвергся сексуальному насилию, то следующее ваше действие – обращение в милицию или следственный комитет. Не пресечь преступление и не остановить преступника – это повторение насилия или преследование насильником вашего ребенка.
ПОСЛЕДСТВИЯ
- Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека. Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию.
- Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.
ДРУГИЕ ФОРМЫ НЕДОСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ:
— Физическое насилие. Действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения
— Ненадлежащее воспитание, отсутствие заботы о детях. Воспитание, при котором не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении; невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании.
— Эмоционально пагубное обращение с детьми (психологическое насилие). Обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей
— Домашнее насилие. Физическое, словестное, духовное оскорблении с целью контроля, запугивания, внушение чувства страха.
17 дружеских комнат опроса для детей, пострадавших от насилия, открыты по всей Беларуси в каждом областном центре и по нескольку в областях.
Большинство совершенных преступлений против половой неприкосновенности детей скрывается от органов правосудия по ряду причин: страх стигматизации, стыд, недооценивание угрозы последствий пережитого акта насилия над ребенком для всей его последующей жизни.